Принципы построения оздоровительно-развивающей работы в ДОУ

Здоровье - это состояние полного

физического, психического и эмоционального благополучия

 

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40 % детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом.

В связи с этим стоит острая проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно создание психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий.

Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной оздоровительной работе.

Главная задача детского сада и семьи – выработка разумного отношения к своему организму, привитие  необходимых санитарно-гигиенических навыков; научить детей вести здоровый образ жизни с самого раннего детства.

Каждого ребенка необходимо научить понимать, как важно с детства избегать факторов риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию.

Поэтому построение оздоровительно-развивающей работы в ДОУ строится на следующих принципах:

Первый принцип – развитие творческого воображения.

Благодаря включению детского воображения в структуру оздоровительной работы, её эффективность возрастает в несколько раз.

Например, имитируя позу «кошечки», ребенок естественно «преображается». Не надо объяснять ему, как расслабить те, или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие «кошачьи» черты. Они преломляются сквозь призму воображения, и вот уже ребенок пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах. В позе «кошечки» ребенок чувствует себя комфортно и непринужденно – именно в такой позе он находился в материнской утробе. Недаром любой человек, испытывая боль, напряжение, тяжесть на какое то время «сжимается в комочек», что способствует оптимальному «проходу» и распределению энергетических потоков внутри тела.

Второй принцип оздоровительно-развивающей работы – формирование осмысленной моторики – тесно связан с первым. Исследования психологов показали, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

Например, постановку осанки ребенка должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки.

Это может быть сделано при помощи специальных игровых упражнений:

- «Стоп-кадр» – имитация фотографических изображений,

- «Лошадка перед прыжком»,

- «Скульптор и глина» – ребенок сам придумывает конкретные образы,

- «Перевертыши» (собака на заборе, кошка в мышиной норке) и др.

 Наряду с этим творческий развивающий характер должны носить и собственно упражнения для формирования и коррекции осанки (напряжение и расслабление мышц спины с изображением движений разных животных – медведя, слона, бабочки, зайчика и т.д.

Также осмысленная моторика лежит в основе навыков рационального дыхания. Как уже отмечалось, осмысленная моторика связана с работой воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает активизацию воображения:

 - «Рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур,

- Дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи – «паровозик» медленные и размеренные – «океанский лайнер») и др.

Третий принцип оздоровительно-развивающей работы – создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

Например, в старших группах можно использовать игровое упражнение  «Лепим умелую и уверенную руку». Ребенку предлагается побывать в роли скульптора. «Материалом» служит рука самого ребенка. Другая рука выполняет «ваятельные функции».  «Ваятель» разминает глину, добиваясь пластичности «материала» (руки). Затем работает с каждым пальцем (разминая и разглаживая его, он придает ему особый «характер»). Большой палец должен быть сильным, добрым, основой и опорой для всех остальных – это «папа». Указательный – строгий, следящий за порядком, контролирующий – это «мама». Средний палец – главный помощник родителей – «старший брат». Безымянный – кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая «сестричка». Мизинец – маленький помощник всех членов семьи, хотя иногда довольно непослушный – это «младший братик». Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности. После того, как «скульптор» поработал с пальчиками, он оценивает свое «творение» в целом: ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки.

Чем полезно такое упражнение? Оно одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, вместе с тем активизация биологически активных точек кожи, расположенных на руке, путем ее своеобразного массажа.

Целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи (БАТК) происходит и при проведении других игр с элементами массажа. Ребенок здесь не просто «работает», а играет с собственным телом. Он мнет, разминает, разглаживает, «лепит» тело, словно ваятель, как бы заново создавая его «по законам красоты». Массируя себя, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит нечто новое и прекрасное, способствует развитию чувства любви к своему телу, внимательному и бережному отношению к нему.

Четвертый принцип – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. 

Например, делая массаж друг другу, дети обмениваются «тактильными посланиями». Массаж становится своеобразной формой невербального общения, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому. Через тактильный контакт ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ» на свое обращение.

 

Сбережение и развитие здоровья детей необходимое условие развивающегося образования.

 

Наша главная задача – помочь ребенку выработать разумное отношение к своему организму, выбрать стиль поведения не наносящий ущерба физическому и психическому здоровью.  

 

Литература:

1.                      Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела.- СПб, 2008

2.                      Змановский  Ю.Ф. Воспитываем  детей здоровыми М., Медицина, 1989

3.                      Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье М., Вентана Граф, 2004